Стихотворение Бородино Михаил Лермонтов

Стихотворение Бородино Михаил Лермонтов

Сопоставляя творческий багаж Михаила Лермонтова с количеством прожитых лет, становится понятно, что перед нами гений. В 10 он сочинял пьесы для домашнего театра, в подлиннике читал французских, немецких и английских классиков, прекрасно рисовал, в 15 написал первую редакцию поэмы «Демон». Стихотворение Бородино Михаил Лермонтов.

В 20 – драму в стихах «Маскарад», в 24 – роман «Герой нашего времени». А в 26 лет Лермонтова не стало. Читайте еще: Стих Смерть поэта Михаил Лермонтов.

Биография Лермонтова

Биография Лермонтова

Родился Михаил Юрьевич Лермонтов в ночь на 15 октября 1814 года в Москве. Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева – дворянка из знатного рода Столыпиных. Министр Петр Столыпин приходится поэту троюродным братом.

Властная и богатая Елизавета Арсеньева не желала для единственной дочери брака с Юрием Лермонтовым, красавцем-военным из обедневшего рода. Его сомнительное происхождение от шотландца Георга Лермонта не внушало ей доверие.

Позже британская компания Oxford Ancestors опровергла родство поэта с Лермонтами при помощи анализа ДНК, подтвердив сомнения Арсеньевой.

Как и прогнозировала женщина, личная жизнь дочери Маши, «выскочившей» замуж за волокиту Юрия Лермонтова в 16 лет, оказалась несчастной. Муж начал изменять юной супруге едва ли не сразу после свадьбы.

Он завел роман с немецкой нянькой сына Миши, волочился за дворовыми девушками. А когда жена упрекнула супруга в измене, получила удар кулаком в лицо. 21-летняя Мария Арсеньева-Лермонтова угасла от скоротечной чахотки, оставив полусиротой 2-летнего Мишу.

Елизавета Алексеевна, которой на момент смерти дочери исполнилось 44 года, отобрала внука у зятя, выписав Лермонтову вексель на 25 тысяч рублей. Юрий уехал из родового имения Столыпиных, а воспитанием Миши занялась бабушка.

Женщина обожала внука и не жалела денег на его образование и здоровье. Михаил Лермонтов рос болезненным золотушным мальчиком, и бабушка наняла внуку французского доктора Ансельма Леви.

Отцу властная теща изредка позволяла встречаться с сыном, от чего страдали оба.

Детские и юношеские годы будущего классика прошли в имении Тарханы в Пензенской губернии. Елизавета Алексеевна наняла учителей для его образования. Бывший офицер наполеоновской армии француз Капэ преподавал мальчику французский язык.

После смерти учителя его место занял эмигрант Шандро, которого Михаил Лермонтов позже описал в поэме «Сашка», назвав маркизом de Tess и «парижским Адонисом». На смену Шандро пришел англичанин Виндсон, познакомивший юношу с английской литературой. Любовь к творчеству Байрона у Лермонтова от британского педагога.

Михаил Лермонтов рос, наблюдая в родовом имении за деревенским бытом, слушая от крестьян народные песни и предания о Степане Разине и Емельяне Пугачеве.

Глубокий след в жизни и творческой биографии Михаила Лермонтова оставила поездка с бабушкой на Кавказ. В Горячеводске 10-летний мальчик впервые влюбился и спустя 2 года посвятил своей первой музе стихотворение «К Гению».

Стихи

Стихи

В сентябре 1828 года Михаила Лермонтова зачислили в 4-й класс столичного университетского пансиона. В декабре мальчика перевели в пятый класс, подарив за прилежание картину и книгу. Этот год знаменателен тем, что Лермонтов от него отсчитывал начало творчества.

В пансионе подросток взялся составлять рукописные журналы. В одном из них, названном «Утренняя Заря», юный поэт стал главным сотрудником и поместил первую поэму «Индианка». Но через два года после преобразования пансиона в гимназию Миша оставил учебу.

Лето 16-летний Михаил Лермонтов провел в Подмосковье, в имении Столыпиных Середниково. Неподалеку жили родственники Верещагины. С Александрой Верещагиной Лермонтов дружил. Девушка познакомила Михаила с подругой, «черноокой красавицей» Екатериной Сушковой, в которую юноша влюбился.

Чувства молодого поэта остались без ответа, он невыносимо страдал. Катя посмеивалась над влюбленным, неуклюжим и невзрачным мальчиком. Позже Сушкова поймет, что совершила роковую ошибку, издеваясь над несчастным юношей.

Осенью 1830 года Михаил Лермонтов поступил в Московский университет, выбрав нравственно-политическое отделение. Два года он учился вместе с Виссарионом Белинским, Александром Герценом и Николаем Огаревым.

В студенческие годы Лермонтов написал драму «Странный человек», в которой осуждалось крепостное право. Михаил проявил дерзкий нрав и неучтивость, за что на экзаменах преподаватели отыгрались на нем: юноша «завалил» экзамены.

Оставаться на второй год Лермонтов отказался и оставил университет, переехав с бабушкой в Петербург. Попытка поступить на второй курс не увенчалась успехом: Михаилу предложили начать с первого. По совету друзей и бабушки юноша поступил в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, где проучился два года, назвав их «страшными» из-за военной муштры.

В Петербурге ранее неуклюжий и угрюмый Михаил Лермонтов преобразился: юноша стал душой компании, кутил и сводил с ума красавиц. Острый ум, начитанность, сарказм молодого человека отметили друзья и великосветские барышни.

В 1835 году произведения поэта впервые появились в печати. Товарищ Лермонтова без его ведома отдал в печать повесть «Хаджи-Абрек».

Со второй половины 30-х стихи Михаила Лермонтова охотно публикуют. Критики и читатели тепло приняли поэму «Песня про царя Ивана Васильевича…». В стихотворениях «Кинжал» («Мой друг железный»), «Поэт» и «Дума» Лермонтов провозгласил идеалы гражданской поэзии. Народная тема, русский характер очерчены в стихотворениях «Бородино» и «Родина».

Ярким примером романтизма называют стих «Парус», впервые напечатанный в «Отечественных записках». Читая строки, становятся понятны душевные порывы 18-летнего поэта.

В годы жизни в Петербурге Михаил Лермонтов наблюдает за нравами аристократии – наблюдения ложатся в основу драмы «Маскарад», которую поэт неоднократно переписывал, но так и не пробил стену цензуры.

Перелом от раннего к зрелому творчеству Лермонтова случился в 1837 году, после публикации гневного отклика на смерть Александра Пушкина. Стихотворение «Смерть поэта», осуждавшие убийцу и придворную знать, названную Лермонтовым виновницей трагедии, прочитала вся Россия. Друзья Пушкина и поклонники его таланта встретили стихотворение восхищенно, а враги, в том числе светские дамы, ставшие на сторону красавца Дантеса, негодовали.

Узнав о негативной реакции света, Михаил Лермонтов добавил остроты. Первое стихотворение заканчивалось строкой: «И на устах его печать». Продолжение стало вызовом «надменным потомкам»: в стихах увидели воззвание к революции.

Ссылки

Ссылки

После появления стихотворения последовали судебное разбирательство и арест. За процессом наблюдал император Николай Первый. Бабушка Лермонтова и друзья Пушкина, в том числе Василий Андреевич Жуковский, постарались смягчить участь Михаила Лермонтова. Бунтаря отправили в ссылку на Кавказ, прапорщиком в драгунский полк.

Первая ссылка длилась полгода, но сильно изменила Лермонтова. Живописная природа Кавказа, быт горцев, местный фольклор отобразились в произведениях «кавказского» периода. Но юношеская веселость поэта растаяла, сменившись «черной меланхолией».

После возвращения в петербургский высший свет Михаил Лермонтов находится в центре внимания: им восхищаются одни и ненавидят другие. Кавказ вдохновил поэта на написание поэм, задуманных и начатых в Москве: появились «Демон» и «Мцыри», дополняющие друг друга сочинения.

После ссылки Михаил Лермонтов привез в Петербург новые произведения, которые печатаются в каждом номере журнала «Отечественные записки». Михаил Юрьевич вошел в круг близких друзей Пушкина и находится на пике популярности. Он по-прежнему дерзок и саркастичен.

Ссора с сыном французского посла Эрнестом де Барантом в феврале 1840 года заканчивается дуэлью. Лермонтов и де Барант сошлись за Черной речкой, неподалеку от места дуэли Пушкина с Дантесом. Эрнест де Барант промахнулся, а Михаил Лермонтов выстрелил в сторону.

О дуэли узнало начальство, поэта арестовали и передали военному суду. Император распорядился сослать дуэлянта на Кавказ во второй раз, но теперь в армейский полк, воевавший на передовой. Лермонтов отличился, проявив храбрость, но по распоряжению Николая Первого наград не получил.

Одно из последних стихотворений поэта – «Выхожу один я на дорогу» – появилось в конце мая 1841 года. Критики увидели в нем «лирический итог исканий», к которым Михаил Лермонтов обращался в конце земного пути. За несколько недель до убийства поэт сочинил стих «Утес», напечатанный через 2 года после его смерти.

Романы

В Петербурге, в перерывах между муштрой, Михаил Лермонтов сочинил роман «Вадим», в котором описал события Пугачевского восстания.

Но апофеозом лермонтовского реализма является роман «Герой нашего времени», написанный в 1840 году, незадолго до смерти. Образ Печорина показан на контрастном фоне жизни русского общества.

Противоречие между глубиной натуры Печорина и бесплодностью действий автобиографично. Новаторство романа в тонком психологизме и раскрытии душевной жизни героев, чего ранее никто из литераторов России не делал.

Романом восхищались Николай Гоголь, Лев Толстой и Антон Чехов.

Личная жизнь

Личная жизнь

Михаил Лермонтов писал:

«Любил я трижды – трижды безнадежно».

Поэт, по описанию современницы-барышни, красотой не отличался. Мал ростом, коренаст, взгляд черных глаз мрачен, улыбка недобрая, нервный юноша, похожий на избалованного и злобного ребенка.

Три главные любви Лермонтова вышли замуж: Екатерина Сушкова, в которую Михаил влюбился в 16 лет, Наталья Иванова, которой посвятил «Ивановский цикл», Варвара Лопухина, которую поэт любил до конца жизни.

Сушковой Михаил Лермонтов жестоко отомстил спустя 5 лет. Узнав, что девица собирается замуж, он расстроил свадьбу, разыграв страсть и влюбив Екатерину в себя. Скомпрометированная в глазах света невеста долго страдала. История трагических отношений напоминает любовную линию романа «Герой нашего времени».

Новость о замужестве Вареньки Лопухиной поэт принял болезненно. Когда Варвара вышла замуж, Лермонтов никогда не называл ее по фамилии мужа – Бахметевой: возлюбленная осталась для него Лопухиной.

Смерть

Зима 1840-41 оказалась последней для Лермонтова. Он приехал в отпуск в Петербург, мечтая об отставке и литературной работе. Бабушка, мечтавшая о военной карьере внука и не разделявшая увлечения литературой, разубедила Михаила подавать прошение об отставке. На Кавказ Лермонтов возвращался с тревожным сердцем.

В Пятигорске произошла роковая ссора Михаила Лермонтова с майором в отставке Николаем Мартыновым, с которым познакомился в Москве и даже бывал в доме его родителей. Позже Мартынов рассказал, что в Пятигорске Лермонтов не пропускал ни одного случая, чтобы отпустить колкость в его адрес.

Дуэль состоялась 27 июля 1841 года. Противники договорились стреляться «до исхода». Михаил Лермонтов выстрелил вверх, а Мартынов – в упор, в грудь противника, убив его наповал. Разразившаяся гроза и проливной дождь помешали прибытию на место доктора, и убитый поэт долго лежал на земле.

На похоронах Лермонтова, вопреки хлопотам друзей, церковного обряда не было. В Петербурге весть о смерти поэта встретили словами: «Туда ему и дорога». По воспоминаниям Павла Вяземского император обронил: «Собаке – собачья смерть», но после упрека великой княгини вышел к присутствующим и провозгласил, что «тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Похоронили Лермонтова 29 июля 1841 года на старом кладбище Пятигорска. Но спустя 250 дней бабушка Михаила Юрьевича выхлопотала позволение императора о перевозе тела в Тарханы.

В апреле 1842 года тело в свинцовом гробу захоронили в семейной часовне-усыпальнице, рядом с дедом и матерью.

Михаил Лермонтов — Бородино

Михаил Лермонтов — Бородино

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Анализ стихотворения Бородино

Анализ стихотворения Бородино

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве.

Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком.

Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля».

Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний.

Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»). Читайте еще: Стихи Осипа Мандельштама.

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *