Стихи Николая Некрасова

Стихи Николая Некрасова

Содержание страницы:

  1. Родина
  2. Пророк
  3. Зеленый шум

Некрасов Николай Алексеевич — родился в местечке Немирово (Подольская губерния) в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе в родовом имении отца, человека крайне деспотичного. В возрасте 10 лет был отдан в Ярославскую гимназию. Стихи Николая Некрасова.

В 17 лет переехал в Петербург, но, отказавшись посвятить себя военной карьере, как настаивал отец, был лишён материальной поддержки. Для того чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказу книготорговцев. В это время он познакомился с В. Белинским. Читайте еще: Стихи о войне.

Краткая биография

Краткая биография

В 1847 Некрасов и Панаев приобрели журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал.

В период работы над «Современником» Некрасов выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Коробейники» (1856) и «Крестьянские дети» (1856), которые принесли ему известность и как поэту.

В 1869 Некрасов приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки» и издавал его. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.

Родина

Родина

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;

Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословленный,
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жег…
Воспоминания дней юности — известных
Под громким именем роскошных и чудесных, —
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной…

Вот темный, темный сад… Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде —
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И всё, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И ты, делившая с страдалицей безгласной
И горе и позор судьбы ее ужасной,
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Из дома крепостных любовниц и царей
Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
Тому, которого не знала, не любила…
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Вот серый, старый дом… Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, —
А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал… Ах, няня! сколько раз
Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;
При имени ее впадая в умиленье,
Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..

Ее бессмысленной и вредной доброты
На память мне пришли немногие черты,
И грудь моя полна враждой и злостью новой…
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, —
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной защита и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликованья
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…

Анализ стихотворения

По воспоминаниям Некрасова его детство было крайне несчастливым. Ребенок рос в родовом имении отца, который был закоренелым крепостником. Именно поведение отца во многом повлияло на революционное мировоззрение будущего поэта. Некрасов в молодом возрасте сбежал из имения в Петербург, несмотря на угрозы отца лишить его наследства. В 1847 г. поэт посетил свою малую родину. Под влиянием нахлынувших воспоминаний он написал стихотворение «Родина».

Некрасов негативно описывает всю историю своего родового гнезда. Его предки проводили жизнь в «разврате грязном и мелком тиранстве». К своим крепостным крестьянам они относились хуже, чем к рабам, приравнивая их к бессловесным животным.

Некрасов признает, что в силу происхождения и вековых традиций сам нередко ощущал свое превосходство. Но его отец превзошел в жестокости даже предков и установил в доме казарменную дисциплину (он был отставным поручиком). Поэтому рабами чувствовала себя вся семья. Домашняя тирания научила Некрасова молча «терпеть и ненавидеть».

Поэт обращается в воспоминаниях к своей покойной матери. Бедная женщина всю жизнь терпела издевательства мужа, от которых раньше времени слегла в могилу. Но она терпеливо переносила все страдания и никогда бы не посмела нарушить волю хозяина имения.

Автор упоминает о трагической судьбе своей сестры. Скорее всего, речь идет о Елизавете, о которой известно лишь то, что она рано вышла замуж и умерла в родах. Некрасов знает, что брак был лишь средством, с помощью которого сестра покинула ненавистный родительский дом. В семье Некрасовых было 13 детей. Большинство умерло в раннем возрасте, но даже оставшиеся два брата и сестра не хотели возвращаться в родовое имение.

Поэт с горечью утверждает, что именно родной край стал его вечным проклятьем. Он с детства познал человеческое бессердечие и жестокость. Его изначально чистая душа была заражена злобой и ненавистью. Некрасов с радостью наблюдает за картиной запустения усадьбы.

Единственным человеком, кому здесь нравилось жить, был его отец. Своей смертью он облегчил жизнь оставшихся детей. Еще большим облегчением станет полное уничтожение мрачного родового гнезда.

В стихотворении «Родина» можно увидеть скрытое сравнение Некрасова своей усадьбы со всей Россией. Родовое имение олицетворяло собой все несправедливость российского общественного устройства. Хозяин представлялся настоящим царем для своей семьи и подвластных крестьян. Он один ощущал полную свободу. Порядки, установленные в имении, в точности повторяли законы монархии. Некрасову больно и стыдно за свою малую родину и одновременно за всю страну.

Пророк

Пророк

Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!..»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»

Так мыслит он — и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна…

Его еще покамест не распяли,
Но час придет — он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.

Анализ стихотворения

В стихотворении «Пророк» (1874 г.) Некрасов по своему интерпретирует тему, заложенную великими поэтами. Автор видит роль и значение пророка, символизирующего творческую личность, в бескорыстном служении обществу. Воплощением такого идеального образа Некрасов считал Н. Чернышевского, которому и посвятил свое произведение.

Пророк у Пушкина только получает свой божественный дар. Он стремится воспользоваться им на благо всего мира. Лермонтовский пророк испытывает разочарование, так как его проповеди не встречают отклика в равнодушных сердцах людей.

Это приводит его к вынужденному одиночеству. Пророк Некрасова отражает в себе изменения в российской жизни. Периодические издания и литература становятся мощным инструментом для воздействия на сознание людей. Литераторы действительно оказывают влияние на умонастроение в обществе.

Роман Чернышевского «Что делать?» — очень слабое произведение в художественном плане. Но заложенные в нем идеи произвели небывалый эффект, который можно сравнить с духовной революцией. Огромное количество людей стали жить в соответствии с этими идеями. Поэтому Некрасов относится к Чернышевскому, как к современному пророку.

Сибирская ссылка превратила Чернышевского в мученика. Некрасов видит в этом пример самоотверженности. Чернышевский знал, что его произведения и статьи – источник опасности. Он сознательно шел к наказанию, считая, что обязан поведать людям о своих утопических идеях. Автор считает, что литератор принес огромную жертву ради блага всего человечества («умереть возможно для других»).

Чернышевский еще до ссылки постоянно находился в нищете. Он был настоящим аскетом, считая себя воином революции («нет помыслов мирских»). Поэтому он нисколько не дорожил собственной жизнью и давно был готов пострадать за свои идеи и хладнокровно принять смерть. Чернышевский считал, что даже его гибель принесет пользу, так как возбудит в людях сострадание к невинной жертве. Эти же мысли разделяет и Некрасов.

В финале произведения поэт проводит параллели между Чернышевским и Иисусом Христом. В наше время такое сравнение выглядит чересчур патетическим, но в тот непростой период многие революционеры думали так же.

Некрасов считает, что несчастный каторжник в любом случае примет мученическую смерть и тем самым повторит судьбу сына Божьего, пострадавшего за все человечество. Чернышевский, подобно Христу, постоянно подвергался гонениям за правду. При этом он абсолютно не заботился о себе и стремился только ко всеобщему благу и справедливости.

Зеленый шум

Зеленый шум

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Поднимет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Скромна моя хозяюшка
Наталья Патрикеевна,
Водой не замутит!
Да с ней беда случилася,
Как лето жил я в Питере…
Сама сказала глупая,
Типун ей на язык!

В избе сам друг с обманщицей
Зима нас заперла,
В мои глаза суровые
Глядит — молчит жена.
Молчу… а дума лютая
Покоя не дает:
Убить… так жаль сердечную!
Стерпеть — так силы нет!
А тут зима косматая
Ревет и день и ночь:

«Убей, убей, изменницу!
Злодея изведи!
Не то весь век промаешься,
Ни днем, ни долгой ноченькой
Покоя не найдешь.
В глаза твои бесстыжие
Сосуди наплюют!..»
Под песню-вьюгу зимнюю
Окрепла дума лютая —
Припас я вострый нож…
Да вдруг весна подкралася..

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса.
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…

Идет-гудет Зеленый Шум.
Зеленый Шум, весенний шум!

Слабеет дума лютая,
Нож валится из рук,
И все мне песня слышится
Одна — и лесу, и лугу:
«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится
Прощай, пока прощается,
И — бог тебе судья!»

Анализ стихотворения

Некрасов редко обращался к чистой пейзажной лирике. В его стихотворениях есть фрагменты, посвященные описанию природы, но они не являются главными. Поэта прежде всего интересовали социальные проблемы. Он считал восторженное описание природы бесполезным занятием, которое только отвлекает людей от реальности.

В отличие от представителей «чистого» искусства Некрасов не понимал, каким образом пейзаж может оказать воздействие на поведение человека. Исключением из правила выглядит стихотворение «Зеленый шум» (1863 г.). Считается, что поэт написал его под впечатлением от украинских песен и использовал в качестве названия и рефрена традиционный народный эпитет – зеленый шум.

Естественно, Некрасов не мог обойтись без крестьянской темы. В основе сюжета лежит грустная история мужика, который уезжал из деревни на заработки в Петербург. В его отсутствие жена изменила с другим, но в приступе раскаяния во всем призналась мужу.

В деревенском обществе разводы случались крайне редко, так как развал семьи серьезно сказывался на совместном хозяйстве. Поэтому главный герой вынужден продолжать жить с женой, затаив злость. В тяжелых раздумьях он готовит страшную месть своей супруге и ее любовнику («припас я вострый нож»).

Некрасов признает влияние природы на размышления мужика. «Зима-косматая» каждый день нашептывает ему страшные мысли о позоре перед соседями и о поруганной мужской чести. «Дума лютая» все больше завладевает сознанием обманутого мужа. Запертый морозами в своей избе наедине с женой, он просто не может переключиться на другие мысли.

Спасением для женщины становится «зеленый шум». Наступившая весна выпустила людей на свободу, пробудила новые надежды и мечты. «Теплое солнышко» и расцветающая природа вытеснили из души мужа зловещие мысли. Он невольно отказывается от мести и прощает свою неверную супругу.

Окружающие природные звуки сливаются в его сознании в песню, смысл которой заключается в простых словах: «люби», «терпи» и «прощай». Крестьянин осознает, что человеческие законы – ничто по сравнению с высшей божественной правдой. Одной из составляющих этой вечной правды является прощение грехов. Читайте еще: Детские стихи.

Стихотворение «Зеленый шум» стоит особняком во всем творчестве Некрасова. Поэт не только признает влияние природы на человека, но и видит разрешение социальной проблемы в божественном суде. Он часто повторял, что с детства испытывает злость и ненависть к несправедливости. Однако в этом случае сам поддался радостному чувству и пришел к пониманию необходимости прощения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *